БИОГРАФИЯ
Бикмухаметова Риваля Файзрахмановича
Живописец,
график, скульптор,
художник декоративного искусства, дизайнер.
Бикмухаметов Риваль
Файзрахманович родился в г. Москва в 1959 году.
По первому высшему
образованию – профессиональный художник, окончил в 1986г. Академию им.
Строганова по специальности Художественное оформление интерьеров, выставок,
реклам.
Высшее образование
стало развитием специального художественного образования – в 1978 году окончил Абрамцевское
художественное училище отделение Художественная обработка дерева, камня, бронзы
и кости.
1990-1995гг был
командирован в распоряжение Министерства обороны в качестве Главного художника Северной
Группы Войск (Польша). Спроектировал и художественно оформил более 20 конференц-залов,
переговорных и других помещений резиденции в г. Легница, Свидница (Польша).
Написал портретную галерею командующего состава Северной Группы Войск.
Участвовал в более чем
25 художественных выставках, в т.ч. зарубежных. Провел 3 персональные выставки.
В своем художественном
творчестве основывается на традициях русской живописной школы в сочетании с
классическими приемами европейского искусства, внося новаторское исполнение
использованием современных тенденций постмодерна/постпостмодерна. Автора
отличает многообразие жанров – от натюрморта до парадного портрета, пейзажей и сюжетной
жанровой живописи, а излюбленной техникой
письма является масляная живопись.
Особенно ярко
индивидуальный почерк автора и художественный талант проявляется в скульптуре и декоративном
искусстве: базируясь на классической абрамцевской технике резьбы, художник в
скульптуре малых форм и предметах декоративно-прикладного искусства создает
уникальный сплав художественной резьбы с
росписью, творчески переосмысливая богатейшее
культурное наследие народа в преломлении авторской трактовки современных
гуманистических идеалов искусства.
Работы холст/масло,
графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства из дерева,
камня и кости находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, Польши,
в том числе Музее-усадьбе «Архангельское», Абрамцево, Музее
декоративно-прикладного творчества, Храме Христа Спасителя, Симоновском
монастыре, Музее Легницке-Поле (Польша).
В 2002 году окончил
Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности
государственное и муниципальное управление, специализация – государственное
управление и информационная политика.
В
1995-2000гг. руководил управлением по наружной рекламе Южного административного
округа г. Москвы.
Разработал
дизайн рекламно-художественного, праздничного и событийного оформления подведомственных
территорий, гармоничной визуальной среды округа.
Участвовал
в разработке 38-ФЗ «О рекламе», Правил размещения рекламы и информации в г.
Москве, Концепции размещения средств наружной рекламы и информации в Москве,
Самаре и Саратове.
Был
организатором работ по разработке Геральдических символов ЮАО г. Москвы,
отмечен благодарностью Геральдического общества России.
Активно
участвовал в подготовке празднования 850-летия Москвы, участвовал в выставке к
850 летию Москвы, награжден памятным знаком.
Участник
Оргкомитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднования
2000-летия христианства.
Участник
Оргкомитета празднования 1000-летия крещения Руси, участвовал в организации работ
по воссозданию Храма Христа Спасителя, ремонту Симоновского монастыря, проектированию
места установки памятника Даниилу Московскому, награжден грамотой Патриархии и
ценным подарком.
Организовал и развивал
первую саморегулирующуюся организацию СПНР – Союз профессионалов наружной
рекламы.
В 2000-2003гг Член
экспертного совета по информационной политике Аппарата Полномочного
представителя Президента РФ по Центральному федеральному округу Администрации
Президента РФ.
В 2003-2005гг руководил
(в ранге 1 заместителя генерального директора) крупнейшим оператором наружной
рекламы России – Ньюс Аутдор. Разрабатывал и реализовывал проекты федеральных
рекламных компаний.
В 2006 г.создал с
единомышленниками «с нуля» второго крупнейшего федерального оператора наружной
рекламы – Гэллэри Сервис с полным операционным контролем, принимал
непосредственное участие в разработке бизнес-модели компании и привлечении
инвесторов.
Реализовал
проекты по информационной и спонсорской поддержке Духовного управления
мусульман Центральной России, отмечен благодарственным письмом Муфтия Р.
Гайнутдина.
Активный
участник культурных инициатив Полномочного Представительства Республики
Татарстан в Российской Федерации и Татарской культурной автономии в Москве,
отмечен Благодарностью за вклад в развитие национальной культуры и
увековечивание памяти творчества Габдуллы Тукая.
Планируется
персональная выставка в г. Москве.
Основные работы:
Галерея
парадных портретов командующего состава Северной Группы Войск, 18 портретов, холст,
масло(1990-1995)
Шахматный
набор «Битва под Легницей», 32 Исторические фигуры, липа, резьба,
лак(1993-1995)
Русская
народная резная домовая утварь «Абрамцевские мотивы», 25предметов, липа, дуб,
резьба, тонировка (1994)
Серия
работ «Греческая мифология», 6 предметов, дуб, резьба, масло (1996)
Скульптурная
композиция «Тихое семейное счастье», керамика(1997)
«Святые
люди земли Московской», 3 полотна, холст, масло (1997)
Серия
работ «Аю (медведи) как люди», 57 жанровых фигур, липа, резьба, тонировка, масло
(1986-2022)
Серия
работ «Поэт в России больше чем поэт», липа, резьба, тонировка,
масло(2009-2010)
«Возвращение
к истокам», липа, резьба, тонировка, лак (2011)
Серия
работ «Ветер странствий», холст, масло (2012-2014)
«Власть
руки и руки власти», оргалит, масло (2017)
«Пауза
в симфонии войны», холст, масло (2020)
Серия
работ «Викинги», 2 полотна, холст, масло (2019-2020)
Серия
работ «Белый Шурале», липа, резьба, тонировка, масло (2021-2022)
Серия
работ «Посвящение родителям: по следам татарских сказок», гипс, планируется отливка
в бронзе (2021-2022)
Произведение декоративного искусства «ПРОСВЕЩЕННЫЙ ТРУД» создано автором, Бикмухаметовым Ривалем Файзрахмановичем, в 2022 году в г. Москве, в технике резьбы по дереву. В качестве основных материалов использованы липа, тонировка, масло, воск.
Это объемная фигура кентавра размерами 68смх34смх30см в стремительном беге. Голова и торс кентавра повернуты влево. В высоко закинутой за голову правой руке он держит мирный атом, а левой рукой прижимает к сердцу земной шар, увитый колосьями пшеницы.
Автор представляет нам свое видение современного человека труда -Просвещенный труд - в образе бегущего по волнам кентавра.
Каждая деталь художественного произведения нагружена автором смыслом, работе присуща многоаспектность темы.
Выбранный аватар человека труда символизирует скорость, мощь и выносливость героя, готовность идти на риск.
Строгий взгляд героя прямо на зрителя и жесткие черты лица говорят нам о твердости характера, напряжение каждого мускула тела – о нелегком бремени труда.
Деталями образа героя автор дает отсылку к одной из ярчайших фигур мифологии Древней Греции – кентавру Хирону, воспитателю и учителю целой плеяды великих героев: Геракла, Ахилла, Ясона, Орфея, еще раз подчеркивая неотъемлимое качество современного работника -образованность и многогранность опыта, ведь, согласно легендам, Хирон, помимо наставничества, считался мудрецом, сведущим в медицине и астрономии, отлично разбирался в искусстве и культуре, владел военными науками, был недосягаем в стратегии и тактике.
Хирон, являясь сыном всего сущего – бога Кроноса и океаниды Филиры, братом великого бога Зевса, олицетворяет еще одну важнейшую характеристику просвещенного труда – благородство(освобождение Прометея) и бессмертие во Вселенной (созвездие Центавра), опровергая апокалиптические утверждения о скорой замене человека труда роботами и киборгами, а ярчайшее многозвездное созвездие Центавра со знаменитой звездой Альфа-Центавра Хирона подтверждает тезис о звездности просвещенного труда в сочетании с коллективным характером труда, ведь согласно мифологии, кентавры всегда были командными игроками.
Бережно прижатый к груди земной шар с колосьями пшеницы, жита – это сердце устремлений героя: сохраняя великое Прошлое, своим созидательным трудом кормить Настоящее, вскармливая Будущее во имя мира и жизни на Земле.
И, конечно же, просвещенный труд невозможен без овладения современными технологиями, которые автор символизирует моделью атома, единицы мира и количественной характеристики вещественного мироустройства, зажатого в правой, рабочей руке, визави логического полушария мозга.
Поза кентавра с полуоборотом назад говорит нам о неразрывности движения вперед с традициями, заложенными в прошлом, вечными ценностями, при этом благодаря легкой неуравновешенности композиции зритель чувствует в скульптуре невероятную динамику, напор и стремление неотступного и непрерывного продвижения вперед как апофеоз вечного развития, подчеркнутые развевающимися волосами героя.
Не случайно основой, твердью, по которой мчится кентавр, автор выбрал волну – тут возникает ассоциация и с теорией волновой природы материального мира, и с атрибутивом времени как базовой характеристики мира – волну времени, и эта волна не гладка и надежна, а полна непредсказуемых падений и вершин, что видно по драматичному положению ног кентавра. При этом у зрителя не возникает опасения, что человек труда не справится со своей великой миссией, мощь и целеустремленность героя не вызывает сомнений.
Таким символическим приемом актуальная тема созидательного труда убедительно исполнена в самобытном эстетическом замысле автора, квинтэссенцией которого является уверенность в будущем человека просвещенного труда, базирующаяся на чертах его великого характера.
Профессиональное мастерство автора позволяет достичь сбалансированный гармоничный эффект творчески обыгранных фактуры и свойств липы и цветового решения художника - использование многослойной тонировки в естественной цветовой палитре дерева лица, рук, атрибутов кентавра как акцента на многоаспектность, глубину и одновременно отсутствие вычурности образа героя произведения.
Безусловная ценность данного произведения и в выбранной технике исполнения крупными свободными резками и точной филигранной обработкой деталей, следовании традициям русского искусства резьбы по дереву в сочетании с авторским новаторским стилистическим решением и композиционной уникальностью .